Главная / Экономика / Платежные системы раскрыли межбанковские комиссии за прием карт в России

Платежные системы раскрыли межбанковские комиссии за прием карт в России

Visa впервые раскрыла на своем российском сайте размер межбанковской комиссии. Она оставалась единственной крупной платежной системой, которая не раскрывала эти тарифы для России. Visa пошла на это после того, как ритейлеры снова подняли вопрос о необходимости снижения ставок за прием карт (эквайринг) и их госрегулирования: в этом раунде борьбы они смогли дойти до Владимира Путина. Президент в феврале назвал высокую комиссию за прием карт «квазиналогом на бизнес» и поручил проработать этот вопрос. Банкиры и первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова заявили, что президента дезинформировали и ставок, на которые жаловался бизнес, – до 3% от суммы операции – просто нет.

Банки редко раскрывают ставки эквайринга: они зависят от множества параметров и зачастую являются предметом индивидуальных договоренностей с торговыми точками. Основной вклад в ставку вносит межбанковская комиссия (интерчейндж), которую банк, выпустивший карту, получает от банка, обслуживающего торговую точку. Платежные системы эти тарифы не раскрывали, провоцируя повышенный интерес к ним со стороны ритейлеров и регулятора. Интерчейндж – это элемент конкуренции между платежными системами и делиться этой информацией они не хотят, объясняет сопредседатель комитета по платежным системам Ассоциации банков «Россия» Алексей Маслов. В ходе дискуссии о возможности снизить стоимость эквайринга ритейлеры выказывали недовольство непрозрачностью ценообразования этой услуги, указывает он, хотя среди контраргументов звучало, что автопроизводители также не раскрывают стоимость запчастей.

Раскрытие интерчейнджа – это шаг навстречу бизнесу, говорит Маслов: он показывает, что сейчас есть диалог между ритейлом, банками и платежными системами. Если банк предлагает завышенную ставку за эквайринг, торговец всегда может сравнить ее с интерчейнджем и, если банки предлагают слишком большую наценку, добиться справедливой ставки или обратиться в другой банк, приводит он пример пользы публикации тарифов.

Представитель Visa сказал, что, «следуя пожеланию регулятора, 23 апреля компания разместила в открытом доступе информацию о ставках межбанковской комиссии в России».

ФАС указывала, что первостепенной проблемой, решение которой будет способствовать обеспечению конкурентных условий при расчетах картами, является непрозрачность ценообразования на услуги эквайринга, напомнил ее представитель. Отсутствие в открытом доступе сведений о размерах межбанковских комиссий в совокупности с распространенной среди банков-эквайеров практикой установления стоимости услуг исключительно в индивидуальном порядке не позволяет торгово-сервисным предприятиям иметь четкое представление о предполагаемой стоимости услуг, что ограничивает их возможности сравнивать предложения разных банков для выбора лучших условий, подчеркнул он. Публикация интерчейнджа повысит конкуренцию, считает представитель ФАС, но наибольший эффект будет, если банки-эквайеры опубликуют в открытом доступе предельные значения своих тарифов и раскроют принципы их формирования.

Несправедливо высокие ставки эквайринга для малого бизнеса, интернет-торговли, торговли товарами легкой промышленности и бытовой техникой, перечисляет нерешенные проблемы Сергей Беляков, президент Ассоциации компаний розничной торговли. Она призвала к «единым справедливым» для всех ставкам 0,2–0,3%: они позволяют банкам поддерживать маркетинговые программы.

Интерчейндж – инструмент развития электронных платежей, его размер определяется исходя из баланса между всеми участниками платежного рынка, говорит представитель Visа, важно увеличивать выпуск карт и расширить сеть их приема.

Источник: www.vedomosti.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*