Главная / Общество / Долетели до фронта. Как работала аэротрасса Аляска-Сибирь во время войны

Долетели до фронта. Как работала аэротрасса Аляска-Сибирь во время войны

​В Сибирском федеральном университете состоялась конференция, посвященная истории уникальной трассы Аляска-Сибирь, благодаря которой на фронт Великой Отечественной было отправлено более 8 тысяч самолетов.

Public Domain

В Сибирском федеральном университете в Красноярске прошла Международная научно-практическая конференция «Ленд-лиз. Маршруты взаимодействия против общего врага. 75 лет Красноярской воздушной трассе (Аляска-Сибирь)». В рамках мероприятия работало три тематических секции: по ленд-лизу, по перегону самолетов на фронт и по работе поисковых отрядов. В конференции приняли участие историки, архивисты, краеведы, представители общественных движений и поисковых отрядов из Иркутской области, Якутска, Хабаровска, Москвы и США.

Танк американского производства, поставленный по ленд-лизу, на берлинской улице.

Вкус Второго фронта. СССР выиграл войну «благодаря ленд-лизу»?

Как рассказал один из организаторов мероприятия, сотрудник музея Военно-инженерного института СФУ Вячеслав Филиппов, история уникальной трассы Аляска-Сибирь неразрывно связана с историей участия Красноярского края в Великой Отечественной войне: «Первый испытательный перелёт по трассе завершился 11 ноября 1942 года. Поэтому дата является для нас ключевой. Именно в эти дни 75 лет спустя мы проводим свою конференцию. Значимость трассы, уникальной своей длиной (6500 километров), трудно переоценить. Уже в течение двух недель первые самолёты были отправлены на Сталинградский фронт. Всего за три года работы трассы через Красноярск прошло 8094 самолёта, это очень большое количество». 

В свою очередь, директор Гуманитарного института Денис Гергилёв, рассказал о роли университета в исследовании периода Второй мировой войны и работе поисковых отрядов по увековечению памяти погибших лётчиков. «Конференция — промежуточный итог большой кропотливой работы. Сибирский федеральный университет — в частности, Гуманитарный и Военно-инженерный институт — на протяжении нескольких лет ведёт научные исследования и поисковые работы не только в крае, но и в разных точках России. Так, наши студенты выезжают на места боевых действий и проводят раскопки неучтённых воинских захоронений, отдавая дань памяти всем погибшим соотечественникам. В поле зрения ученых-историков СФУ — маршруты взаимодействия с союзниками, технические характеристики самолетов ленд-лиза в сравнении с советской техникой, история военных аэропортов, работа авиационных частей того периода и их вклад в победу, а также многое другое».

После присвоения звания Героя Советского Союза Девятаев много общался с молодежью, ездил на встречи с другими участниками побега.
Угнал самолет из немецкого плена. Подвиг летчика, который забыли на 12 лет

Подробнее

В рамках конференции работало несколько выставок: экспозиции «До фронта не долетели», где представлены экспонаты с мест катастроф самолетов ленд-лиза из фондов музея Военно-инженерного института СФУ, «Красноярская воздушная трасса в литературе и материалах СМИ» и «Авиационный ленд-лиз США-СССР», где представлены постеры художников разных стран. Также посетители могли увидеть книги и статьи из газет и журналов из фондов музея ВИИ СФУ, личные вещи, фотографии и документы ветеранов трассы (выставка «Памяти отцов»). Кроме этого, работала выставка работ победителей конкурса детских рисунков.

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*