Главная / Общество / Электромобилизация России: в поисках верного курса

Электромобилизация России: в поисках верного курса

Российские власти не оставляют надежды подстегнуть спрос на электромобили. На этой неделе в Государственной думе в очередной раз обсуждали поправки к Налоговому кодексу. Изменения предусматривают отмену транспортного налога для электромобилей на срок до пяти лет, но вступить в силу они пока не могут: у Комитета по налогам и сборам остались некоторые вопросы. Сообщается, что в поправки внесут дополнительные формулировки и Госдума вновь вернется к их обсуждению.

Освобождение от налогов не единственная мера стимуляции спроса на электромобили на государственном уровне. Власти также планируют программы субсидирования и льготные кредиты для покупателей, а еще — налоговые льготы для самих автопроизводителей и торговых центров, на территории которых будут установлены электрические заправки. Как раз сейчас над этим работают в Минэкономразвития, которое готовит Стратегию развития автомобильной промышленности РФ до 2025 года (на данный момент она состоит из 123 страниц). Авторевю сообщили в ведомстве, что, как только появится понимание по долгосрочному режиму поддержки автопроизводителей в целом, документ сразу представят на утверждение Правительству. Электромобилям (и беспилотникам) в нем посвящены сразу несколько разделов.

Ведомство приводит интересную статистику: на каждые два—четыре электромобиля в мире приходится одна зарядная станция, а в совокупности количество последних по всей планете достигает 1,45 миллиона штук (по состоянию на 2015 год). В США этот показатель несколько иной: 12 электромобилей на одну «розетку». Что касается России, то, по сообщению Автостата, к июлю 2017 года насчитывалось всего 1100 зарегистрированных электромобилей, а Минэкономразвития заявило, что в 2016 году в стране было лишь 60 электрозаправок. Примечательно, что в этом же документе ведомство ссылается на данные ПАО Россети, по которым на данный момент в России действует 130 автомобильных зарядок. А журнал Forbes в марте 2017-го писал о 170 станциях со ссылкой на порталы с геолокацией. Из-за разрозненной информации узнать показатель соотношения количества электромобилей к их заправкам в России затруднительно.

На данный момент в нашей стране реализуют сразу три программы по увеличению количества электрозаправок: государственные в Москве и Подмосковье (в планах установить 2260 зарядок в течение шести лет) и Санкт-Петербурге (29 станций), а также создание частной сети электрозаправок по всей России (80 станций).

Кроме того, план электромобилизации страны, по мнению чиновников, должен включать расширение привилегий для владельцев (передвижение по выделенным полосам движения, бесплатные парковки, зарядки и проезд по платным трассам), введение экосбора и нулевых пошлин на ввоз машин, а также учреждение скидок на полисы ОСАГО и замену единицы расчета транспортного налога с лошадиных сил на кубические сантиметры (в этом случае транспортный налог для электромобилей станет нулевым).

К слову, такая программа была успешно реализована в Норвегии, которая отличается рекордной долей «зеленого» транспорта: на ее население в пять миллионов человек приходится более 100 тысяч электромобилей. Успешный опыт норвежцев высоко оценили в Правительстве Мурманской области. Там тоже взяли курс на электромобилизацию региона: этим летом была установлена первая зарядная станция, которая, правда, пока больше простаивает, чем используется.

О планируемых объемах производства электромобилей в России речь пока не идет, зато приводятся оптимистичный и пессимистичный прогнозы продаж электрического транспорта в стране. По первому отставание от глобальных темпов роста продаж электромобилей до 2020 года будет на уровне четырех—пяти лет. Доля электромобилей к этому времени составит 1—1,5% от общих продаж (не более 15—25 тысяч машин), а к 2025 году — около 4—5% (85—100 тысяч экземпляров). Это и правда очень оптимистично. Второй сценарий описывает отставание от темпов мирового роста к 2025 году на шесть—семь лет, и в нем приводится прогноз доли электромобилей 3—4% (65—85 тысяч машин) от общего объема продаж автомобилей. В любом случае министерство предполагает массовый выход электромобилей в средний ценовой сегмент, что произойдет благодаря снижению цены аккумуляторных батарей до 100—150 долларов за кВт∙ч.

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*