Главная / Общество / Игра в рублевые ворота

Игра в рублевые ворота

Игра в рублевые ворота

Девальвация рубля обернулась серьезными проблемами для подрядчиков, которые занимаются строительством новых стадионов к чемпионату мира по футболу в 2018 году. Вынужденные корректировать сметы в пользу отечественных материалов застройщики не могут заменить все комплектующие, а значит, рискуют построить объекты себе в убыток. Два года назад аналогичная ситуация с сочинскими объектами к Олимпиаде уже привела к уходу с рынка двух крупных компаний — НПО «Мостовик» и «Инжтрансстроя». Но теперь думать о будущем придется и регионам, где построенная инфраструктура может оказаться невостребованной.

Почти через полтора года, а именно летом 2017-го, в России должны состояться футбольные матчи Кубка конфедераций. Фактически это репетиция мирового чемпионата мира, который запланирован на 2018 год. По предварительному плану принимать первый турнир должны четыре площадки — московский стадион «Открытие Арена», сочинский «Фишт», «Казань Арена» и петербургский «Зенит» (работы на последнем из них все еще далеки от завершения). Спустя полгода после проведения матчей в рамках Кубка конфедераций в эксплуатацию должны быть сданы новые стадионы в Калининграде, Саранске, Самаре, Нижнем Новгороде, Волгограде и отреставрированная арена в Екатеринбурге. На большинстве из этих объектов работы только начались, поскольку застройщики согласовали сметы лишь осенью прошлого года. И уже столкнулись с первыми неприятными сюрпризами.

Распоряжение правительства о назначении подрядчиков по возведению стадионов было опубликовано на сайте Минспорта в апреле 2014 года. Документ определил, что строительством в Нижнем Новгороде и Волгограде займется «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко, в Самаре и Саранске — производственно-строительное объединение (ПСО) «Казань» Равиля Зиганшина, в Калининграде и Ростове-на-Дону — Crocus Group Араса и Эмина Агаларовых. Реконструкция арены в Екатеринбурге была передана компании «Синара-девелопмент» Дмитрия Пумпянского. В сентябре того же года был выбран и подрядчик для реконструкции сочинского «Фишта», им стало строительно-монтажное управление (СМУ) «Краснодар», подконтрольное экс-чиновнику краснодарской администрации Юрию Клещенко. Другие входящие в программу ЧМ-2018 объекты — «Открытие Арена», «Лужники» и «Зенит» — построены на частные средства, либо финансируются за счет местных властей.

Игра в рублевые ворота

Дорогой Петербург

Самым дорогостоящим спортивным объектом к ЧМ-2018 станет петербургская «Зенит Арена». Ее генподрядчиками выступают находящееся в предбанкротном состоянии АО «Инжтрансстрой» и выполняющее все работы ООО «Инжтрансстрой СПб». Оба предприятия входят в группу «Трансстрой», которую владелец «Базэла» Олег Дерипаска передал своему сокурснику Егору Андрееву. С учетом недавнего решения Смольного о дополнительном выделении 435 млн руб. из-за девальвации рубля стоимость всего проекта превысит 38 млрд руб.: 35,34 млрд руб. будет освоено по основной смете, еще 2,9 млрд руб. выделено подрядчику на устройство входной зоны. Как заявлял ранее куратор проекта, гендиректор «Главстроя» (также входит в «Базэл») Кирилл Поляков, трудности проекта связаны с инфляционным давлением, что усложняет дальнейшее технологическое оснащение сложным инженерным импортным оборудованием. Еще одна проблема, по его словам, сводится к тому, что генподрядчик по действующему контракту ведет работы в ценах 2013–2014 годов.

Игра в рублевые ворота

Фото: Александр Коряков / Коммерсантъ

«Зенит Арена». Октябрь 2015 года

Изначально проект по строительству «Зенит Арены» не был связан с подготовкой к ЧМ-2018: работы, начатые еще в 2007 году, должны были завершиться в 2009 году, но сроки восемь раз переносилось, а в 2013 году стадион был включен в постановление правительства, регламентирующее подготовку к чемпионату мира в 2018 году. Арену планируется достроить до конца 2016 года, ее готовность к началу февраля составила 82%. «У нас пока нет тревоги или проблемной ситуации со стадионом в Санкт-Петербурге, в марте должны принять все решения, и есть уверенность, что Петербург справится»,— пояснял ранее министр спорта России Виталий Мутко. Но контрольно-счетная палата (КСП) Санкт-Петербурга в конце января заявляла о наличии рисков невыполнения работ в срок. Согласно отчету ведомства, в 2015 году отдельные виды строительных работ велись со значительным отставанием от плана, подрядчики не освоили 590 млн руб., предусмотренных в бюджете города ассигнований, не заключили контракты с субподрядчиками на сумму около 1,6 млрд руб., а в отдельных помещениях обнаружены дефекты, влияющие на качество отделки, эксплуатационную пригодность и долговечность строительных конструкций. Подрядчики допускали отклонения параметров объекта от проектной документации до внесения в нее изменений, согласованных с Главгосэкспертизой, резюмировала комиссия. Но претензии КСП — не единственная проблема «Зенита».

Один из основных контрактов с генподрядчиком, который должен был завершиться 15 декабря 2015 года, приостановлен до 30 июня 2016 года, объем не сданных по нему работ составляет 3 млрд руб., госзаказчик утверждает, что приостановлены работы на сумму 277 млн руб. Не построена к концу прошлого года, вопреки графику, и входная зона. В конце января губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко создал штаб по координации завершения строительства стадиона к ЧМ с участием МВД, ФСБ, Министерства спорта и УФМС. Основной его задачей станет «подготовка предложений и разрешение вопросов, касающихся завершения работ по строительству стадиона».

История чемпионата мира по футболу

https://im2.kommersant.ru/Issues.photo/CORP/2016/02/16/KMO_120232_12579_1_t218_182556.jpg

Видео: Георгий Устинов

По словам эксперта, средняя посещаемость одного матча в прошлом сезоне составила 10,4 тыс. человек — это на 20% меньше, чем двумя годами ранее. По оценкам господина Сергеева, калининградской «Балтике» сейчас сложно собрать даже 14-тысячный стадион, а средняя посещаемость команды в рамках Футбольной национальной лиги (ФНЛ) — 4,5 тыс. человек за игру. В Сочи и Волгограде клубов уровня ФНЛ в принципе нет, а стадионом «Лужники» никто из столичных клубов пользоваться не будет, поскольку у всех есть или будут построены свои домашние арены, добавляет он. Немного лучше выглядит ситуация в городах, где присутствуют команды Российской футбольной премьер-лиги (РФПЛ). На матчи в Екатеринбурге приходят в среднем 6 тыс. человек, в Самаре — 11,5 тыс., в Саранске — 5,9 тыс. зрителей, приводит данные господин Сергеев. «Много раз слышал мнение, что новый стадион увеличит посещаемость чуть ли не автоматически, но это утверждение спорно: большой новый объект повысит затраты на содержание, придется поднимать цены на билеты, а это вряд ли поспособствует росту числа болельщиков»,— отмечает он.

Игра в рублевые ворота— Срок готовности для большинства арен установлен на ноябрь-декабрь 2017 года. Выходит, что на стадионы отведено в среднем 36 месяцев строительства. Затем у нас будет еще полгода на проведение тестовых матчей. По требованиям FIFA до открытия чемпионата и Кубка конфедераций на каждом стадионе должны пройти как минимум три игры с полной загрузкой объекта.(полная версия интервью)

— Алексей Сорокин, генеральный директор оргкомитета «Россия-2018»

Возможность изменить ситуацию господин Измайлов видит в том, чтобы передать стадионы в управление футбольным клубам, а самим региональным чиновникам заняться популяризацией местных команд. «Уже сейчас надо работать над привлекательностью региональной команды в глазах своих болельщиков, работать над привлечением людей на стадион, работать с молодежью, с семьями и детьми»,— рассуждает он. Господин Сергеев полагает, что проблема глобальнее: «Чиновники могут сделать только одно — попробовать реформировать текущее состояние РФПЛ, пересмотреть стратегию ее развития и тем самым начать увеличивать вовлеченность россиян в футбол. Если в стране не будут появляться новые болельщики, такая инфраструктура будет никому не нужна»,— объясняет он. При этом господин Сергеев соглашается с тезисом о том, что стадионы могут быть переданы в управление местным командам. Согласно текущей концепции, клубам в дальнейшем придется брать эти площадки в аренду. «Это затрудняет выстраивание отношений с болельщиками: прибыль в любом случае можно получать, только если есть аудитория, с которой можно работать. В нашем случае подобная аудитория практически отсутствует»,— резюмирует господин Сергеев.

Источник: kommersant.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*