Главная / Культура / Выдающийся пианист даст единственный концерт

Выдающийся пианист даст единственный концерт

Выдающийся пианист даст единственный концерт

Он выступит 16 ноября спрограммой “Великие романтики”. Музыкант, которого публика любит за яркую, экспрессивнуюманеру игры, глубину трактовок и безукоризненную технику, исполнит сочинения Шумана, Шопена и Скрябина. Корреспонденту “Утра” удалось задать маэстро несколько вопросов.

– Со школьных летмногие помнят три великих “Ш” музыкального романтизма – Шуберт, Шуман, Шопен. Увас же в программе вместо Шуберта Скрябин, его ранние прелюдии. Каковавнутренняя логика программы?

– Каждая конкретная программа зависит и от идей общегопорядка, и от частных моментов сегодняшнего дня. Я только что закончил записьпрелюдий Скрябина и поэтому решил включить опус 11 в свою программу. “Симфонические этюды” меня многие просили сыграть еще раз, и я с огромнымудовольствием это делаю. “Полонез-фантазию” я играл очень много, за исключениемпоследних нескольких лет, и сейчас возвращаюсь к пьесе с новыми чувствами.Кроме того, “Полонез-фантазия” дает необходимый баланс, она хороша для начала иобразует естественную крепкую связь между Шопеном и Скрябиным.

– Композиторы, чьюмузыку вы будете играть, были выдающимися пианистами, и их пианизм находилотражение в фортепианной фактуре.

– И Шопен, и Скрябин – гении фортепиано, они знали егоизнутри как никто. У Скрябина и Шопена все написано очень пианистично, этоидеальный пианизм. У Шумана – не идеальный, он в общем-то не был профессиональнымпианистом, и многие жалуются, что его сочинения написаны неудобно. Да, отчастиверно. “Симфонические этюды”, с одной стороны, предполагают оркестровый масштаб.С другой, это настолько фортепианное сочинение, что, даже если егооркестровать, лучше не станет, ведь Шуман исходит из самой природы фортепиано идобивается удивительных оркестровых эффектов именно через фортепианный подход. Вызнаете выражение “поэт фортепиано”? Вот все они были поэтами фортепиано,фортепиано для них – целый мир, в котором они могли выражать свои мысли ичувства.

– У каждого из этихкомпозиторов свой ярко индивидуальный стиль письма. Есть ли в них какие-тоособенно дорогие вашим пальцам и сердцу черты?

– Все эти сочинения неразрывно связаны с индивидуальностьюкаждого композитора. Они были очень разными людьми, и это слышно в их музыке,услышав которую, невозможно ошибиться в авторстве. Не могу сказать, чтоспециально стараюсь подчеркнуть какие-то особенности, надеюсь, это получаетсяестественным образом. Но надо сказать, что все эти композиторы, как и многие вто время, были импровизаторами, и отчасти их музыка является результатомзаписанных импровизаций. Импровизационное начало очень сильно в их музыке, и дляменя оно очень важно.

Еще мне дорого в музыке романтизма то, что она выражаетсубъективный мир каждого автора, порождена очень личными, даже интимными, сокровеннымичувствами. Для меня это особенно ценно, и я пытаюсь воспроизвести те чувства иидеи, которые ими владели.

– А какие идеи имивладели? Конечно, мы много знаем об этих композиторах по их письмам, по воспоминаниямих и современников. Но каким вы представляете каждого из них, выходя на сцену Большогозала?

– Не думаю, что, выходя на сцену Большого зала, я буду себепредставлять конкретные мысли этих людей, да, наверное, не в них дело.Действительно, мы много знаем об их жизни, но многого не узнаем никогда. Кажется,что о Шопене все известно, но, я думаю, он был человек очень хрупкий, ранимый имы знаем о нем далеко не все. Скрябин, хотя и очень похож на Шопена по складусвоей личности, по хрупкости, чуткости, но он как раз был очень открытым,всегда играл неоконченные сочинения друзьям и вообще охотно делился своимимыслями. Однако черты личности композитора, которые, несомненно, важно знать,не всегда находят прямое отражение в творчестве. И наоборот: то, что важно втворчестве, не всегда связано с бытовыми, человеческими чертами автора.

– Благодаря вашейманере игры – экспрессивной, захватывающей, эмоциональной – вас уже давно исправедливо называют одним из лучших интерпретаторов музыки романтиков. А чтодля вас является главными приметами романтического фортепианного стиля?

– Это сложный вопрос и, скорее, дело специальныхмузыковедческих исследований. Но то, что вы сказали, конечно, относится кромантическому стилю: экспрессия, эмоциональность, в каком-то смыслеимпровизационность – без этого романтическая музыка немыслима. И я думаю, чтоне только романтическая, но и всякая другая, если честно. Можно сказать, что в XIX веке и первой половине ХХ века так называемое романтическое направление было настолько подавляющим, что внекотором смысле превратилось в штамп. Случались немыслимые перехлесты, когдапианисты исправляли текст композиторов в соответствии со своимипредставлениями, что совершенно недопустимо. Романтическая музыка приобрелаогромную популярность, и иногда эта популярность использовалась, даже сто летназад, в коммерческих целях. Люди эксплуатировали внешние эффекты этой музыки,забывая о гораздо более ценных вещах.

– Мы привыкли думать,что практически вся романтическая музыка программная. Многие пьесы Шопена иШумана разобраны по тактам с подробными объяснениями, что там происходит. Напрелюдии Скрябина давно прилепили ярлык “лирический дневник”. А в какой степенидля вас эта музыка сюжетна?

– Конечно, есть сочинения, где существует нарратив, и егонадо знать. Но это не главное. Да, история может что-то добавить к нашемупониманию произведения, но есть чисто музыкальные ценности, которые человекдолжен чувствовать и понять. Самое главное – проникновение в собственномузыкальную ткань. Это гораздо ценнее, чем просто автобиографические данные илисюжет, которые композитор мог заложить в свою музыку.

– Какое значение вы,играя романтический репертуар, придаете знанию контекста – литературы,живописи, истории того времени?

– Для меня это вещь безусловная: играть Шумана, не знаялитературных истоков его музыки, не зная произведений Гофмана, “Крейслерианы”,просто невозможно. В них основа произведений Шумана, и без этого знания музыкабудет гораздо беднее. Спектр эмоций, мыслей и идей необыкновенно расширяется,когда человек знает культуру той эпохи, в которой “выросла” эта музыка. 

По материалам: utro.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*